То, что вы вероятно не знаете про работу тормозов

Published by CT_ in the blog Блог от CT_. Просмотров: 874

Вообще это пейсалось как залп из говномета в шЫдевр журналистики от Enduro-mtb про Guide Ultimate. Однако, тесты тормозов потеряют актуальность, а вот то, чего не знали эти "акулы пера" и вероятно не знают многие из вас будет по прежнему актуально. Поэтому пусть живет в бложике.

The best MTB disc brake you can buy | Page 3 of 16 | ENDURO Mountainbike Magazine

"The aluminium pistons with phenolic core provide a better sliding surface, with increased lubrication to ensure very smooth action, which can be felt on the trail"
Для тех кто нихт ферштейн:
"Алюминиевые поршни с феноловым вкладышем обеспечивают лучшую поверхность скольжения с усиленной смазкой чтобы гарантировать очень плавное действие, что можно ощутить на трейле"

Речь идет вот о такой конструкции поршня:
Screen shot 2016-06-26 at 14.14.52.png

В чем косяк в журнале ? Как не удивительно, но очень многие райдеры, и даже журналисты из Enduro-mtb плохо представляют как работает велосипедный тормоз и чем от отличается от очень похожих на него авто и мото.
Принципиальное отличие в том, что велосипед едет относительно тихо и звук постоянно цепляющих за диск колодок люто выбешивает даже очень уравновешенных райдеров (а кроме того многие уверены, что, если колодки хотя бы немного цепляют диск, то это бешеные потери на трение). Поэтому в велосипедном гидравлическом тормозе был решительно необходим механизм, который принудительно разводил бы колодки от диска на достаточное расстояние, чтобы даже в гуляющей под нагрузками раме и вилке диск до колодок не доставал большую часть времени.
Если вы уверены, что это далеат та самая пружинка, которая ставится вместе с колодками, спешу огорчить. Нет, пружинка нужна чтобы колодки не болтались и были прижаты к поршням. Есть масса изделий где вместо пружики эту фукнкцию выполняют защелки или даже магникики. Механизм же решен настолько элегантно, что большинство граждан, даже держа в руках разобранный тормозной калипер, его не найдут.
Screen shot 2016-06-26 at 15.41.34.png
Вернее не подумают, что резиновые колечки - далеко не просто уплотнение.
Screen shot 2016-06-26 at 15.56.29.png
Прежде всего, заметьте, что профиль у резиночки неожиданно квадратный. Для герметичности было бы вполне достаточно круглого, а уж х-образное тем более, да еще и трение снизилось бы. Однако профиль квадратный. Но еще более хитрая часть - ответная канавка. Довольно трудно заметить, что она не повторяет профиль резики. Канавка несколько шире, а ее "дно" - коническое. (на картинке это видно, резиночка серая и сплющена по форме канавки)
Screen shot 2016-06-26 at 15.55.00.png
Так вот, при нажатии на тормоз поршень НЕ двигается относительно резинки, он дивгается ВМЕСТЕ с ней за счет ее деформации. Конечно возможности деформции ограничены и как только (по мере износа колодки) перемещение их привышает поршень немного проскальзывает, а когда вы отпускаете ручку возвращается обратно всегда ровно на длинну деформации колечка. Этого даже хватает на то, чтобы загнать жидкость обратно. Недостаток объёма на выдвинувшийся дальше поршень компенсируется жидкостью из бачка в ручке. Таким образм зазор между колодкой и диском всегда остается постояннм не зависимо от зиноса колодки и диска. Более того, не взирая на сказки про многочисленные вариации крутилок "подвода колодок" или "точки касания" крутилки меняют только свободных ход ручки, а вот расстояние между колодкой и диском заданы конструктивно колечком и канавкой.

Но это до тех пор пока всё исправно.
Когда трение между поршнем и колечком упадет или колечко потеряет правильную форму или упругость, поршень будет легко проскальзывать дальше чем нужно и не сможет вернуться на нужное расстояние (что не редко и происходит), а свободный ход ручки станет заметно меньше.
А чтобы вы не бежали в гарантийный сервис с вопросом "что за нах ?" та самая "точка касания" или "подвод колодок" позволяет компенсировать отсутствие необходимого зазора и при нажатии вместо выбирания зазора между колодкой и диском (которого не стало) выбирается добавленный свободный ход в ручке.
Ну, то есть, ощущаете вы и исправный и неиспавный тормоз примерно одинаковр, но маленький или отсутствующий зазор конечно же приводит к шарканью диска. Хотя это не всегда громко. В конце концов в Густаве у Магуры зазор конструктивно отсутствовал.

Ну а теперь капля анатомии "ультимативного гада"
Зачем в поршни делают из фенола? Ну вообще фаенолформальдегидные смолы это всем известные пластмассы, а самый известный вариант наверное та самая эпоксидка в которую нужна капля отвердителя и она затвердевает. Кстати, "органические" колодки тоже делаются на основе этих смол.
Среди нужных тромозному поршню свойств они обладают термостойкостью, и низкой теплопроводностью. Имнно для того, чтобы тепло от колодки как можно меньше передавалось тормозной жидкости поршень делают в форме стакана (минимизируя площадь контакта с колодкой). Кроме того они обладают и большой прочностью, что позволяет передавать значительные усилия, однако такой поршень довольно хрупок.
Из этого и вытекает идея сделать поршень из двух деталей. Когда поршень прижимает колодку к диску момент от диска передается колодке и сдвигает ее вперед пока она не упрется в суппорт. Толкающий ее и прижатый к ней поршень при отсутствии механической развязки будет двигаться всметсе с ней перекашиваясь в цилиндре. Перемещение конечно небольшие, и между поршнем, зажатым в уплотнении, и цилиндром есть зазор, но при неудачном раскладе его вполне может покоцать о край цилинра. А "фенол" хоть и прочен, но хрупок и на поршне появляются коцки. Если же "фенольный" сердечнки убрать в алюминиевый стакачик-поршень с анодированным покрытием, то можно добавить еще одну механическую и тепловую развязку, ну или как минимум покоцать его уже будет много сложнее.
Ig_Neon, Legalaze, mattnos и 2 другим нравится это.
  • Chute
  • CT_
  • Chute
  • CT_
  • Chute
  • CT_
  • Chute
  • pros77
  • Chute
  • CT_
  • Chute
  • CT_
  • UNDEAD_MOUSE
You need to be logged in to comment