Коды и Гады

Published by CT_ in the blog Блог от CT_. Просмотров: 291

Некоторое время назад, подглядев на эндурике Грейвса тормоза на половину код, на половину срам гайд, мне подумалось, что возможно мои ощущения по поводу чахлости тормозов срам гайд (на которых успешно выступаю лучшие прорайдыры :trollface:) вызваны не только недостатками навыков пилотирования, но и объективной чахлостью этих уникальных изделий.

Screen shot 2016-06-21 at 18.43.10.png Screen shot 2016-06-21 at 18.43.52.png

Не то, чтобы всё было совсем плохо и тормозов явно не хватало, но катая Лигурийские трейлы (в том числе и су тамошних этапов ЕВС) у мнея складывалось впечатление, что хотя бы немного большая сила по крайней мере переднего тормоза могла бы обеспечить как минимум больше комфорта. По этой причине было принято решение к очередной поездке обзавестись передним тормозом, сила которого будет гарантировано граничить скорее с избыточностью и посмотреть, что это изменит.


Кандидатом на роль “избыточного” тормоза был выбран код Р.

  • Он хорошо мне знаком. За два сезона на дх байке и у меня сложились позитивные впечатления и от работы и от конструктива. Простота, низкий вес и значительная сила.
  • Для “попробовать” это отличный вариант ибо решение бюджетное, (и возможно одино из лучших отношений усилия к цене).
  • Кроме того, сохраняется почти полная идентичность “интерфейса” то есть почти одинаковое положение и форма рычажка и совместимость с кнопкой реверба (в отличии от простого кода). Поставить кнопку отдельно я не могу ибо шейпшифтер тоже слева свободных мест нет.
То есть фактически меняются только рабочие характеристики, что для сравнения есть хорошо. Кроме того, код Р всего на 10гр тяжелее гайда RS.


В “современной редакции", помимо отсутствия крутилки положения ручки (которая была в 12г, а теперь толко под ключ с анальным доступом) у этого тормоза еще и диапазон регулировок недостаточен для того, чтобы ручка придвинулась к грипсе настолько близко как я привык. Однако, способ допилить был найден и на эксперимент это не повлияло.

images.jpg images-1.jpg
:cry_big::cry_big::cry_big:


Попутно для этой истории придумалась и некоторая теоретическая база:

Существует целая гора журнально-лабораторных тестов тормозов, но в велоинустрии традиционно принято прятать суть за кучей мелких подробностей. Одни тесты оценивают тормозное усилие в звездочках, где-то пишут моменты иногда и то и другое, но никто никогда не пытается прояснить сколько вообще должно быть для каких задачь и почему.

Существуют нормы необходимые для сертификации велосипедов, но их с легкостью проходят даже кантиливерные тормоза.

Тем не менее очевидно что, существует и некая предельная имеющая смысл величина тормозного усилия, которую хороший тормоз должен бы был развивать и с которой был бы логично сравнивать имеющееся положение дел. Возможно не одна, а табличка значений для сильно разных весов райдеров и конечно для разных дисциплин/геометрий. Нынче же есть тормоза которые позиционируются как ДХ, ЦЦ и есть эндурейлоловсёостальное.

Вроде бы логично, но напашивается вопрс, а для чего таки нужны торомоза, которые “не тормозят” и почему на ерундо-трейлоло велы не устанавливают ДХ тормоза?

Кантрийцы гонятся за весом и не катают километровые сбросы. Им важен вес и не нужно большой силы или мощности. (В конце концов многие тормозят уборкой через руль или вообще бегут вниз пешком, что не слишком влияет на время). И в этом случае существование отдельного класса изделий логично. Тут важен вес и они правда немного легче.

Большие скорости и сбросы высоты в ДХ не менее очевидно требуют от тормозов силы и мощности (в смысле способности переваривать большие количества тепла). "Роботы" на КМ по ДХИ тормозят мало, но торомоза должны отвечать и запросам “гражданских лиц” которые тормозят тем больше, чем хуже катают. Логично, что и для этого существует свой класс “специально обученных” ДХ устройств оправдан.

В оллмаунтин катании, особенно когда мы говорим про эндуро, спуски не редко попадаются вполне достойные дх, а то непосредственно дх. В ряде случаев 160 будет вынуждено ехать мделенее, чем 200 даже с роботом на борту, и уж тем более с “войном выходного дня”, а значит нагрузка на тормоза будет вполно сопоставима с ДХ, а то и больше по теплу.

Так почему на этих велосипедах мы крайне редко видим изделия, которые отвечают какраз целевому назначению?

Для чего вообще существует этот уникальный класс устройств которые весят и стоят как торомоза для дх, но при этом тормозят чуть лучше кантриных? Может ли вообще быть много "тормозов", на столько, что это будет вызывать затруднения в АМ катнии у раждан с уровнем немного выше новичка?

Заметьте, выбирая эндуро вместо трейла все дружно говорят: “ну мне для катания домашних трейлов вполне достаточно 140, но не покупать же мне второй вел для поездок в отпуск в альпы раз в году?” и берут эндурик с "запасом". Но, с тормозами на этот же эндурик происходит ровно наоборот ;)

Вообще, конечно, встречаются леденящие душу легенды про “умерщвленных стопкранами” да и парни из “жидкорайда” любили пошутить: “если вам свойственно перетормаживать то потрите диск жирными пальцами” ибо современные торомза слишком сильны. Неужели всё так плохо?

В теории:
Чем плох слабый тормоз? Очевидно, вы не получите от него усилия больше чем позволит физическая сила вашего указательного пальца и этого окажется недостаточно чтобы тормозить на пределе если это нужно. Куда менее очевидно, что точность дозирования усилия на пределе физической силы пальчиков тоже заметно снижается. Когда вы давите “со всей дури” очень сложно “капельку” добавить или убавить .

Чем плох избыточно сильный тормоз? Под воздействием тряски или собственных перемещений легко случайно передавить и если не ”выйти черезруль” то по крайней мере заполучить проблемы. Больший диапазон усилий на тормозе обеспечивается меньшим диапазоном усилий на рычажке и требуется большая точность в обращении с этим рычажком. То есть если вы вцепляетесь в руль с такой силой, что на нем остаются вмятины от ваших пальцев “нежные” манипуляции с рычажком одним из этих пальцев мало реальны.

Как правило эти плюсы и минусы рассматриваются по отдельности с частым упоминанием слов “стопкраны” и “модуляция”, но картина в целом будет интереснее.

И слишком слабый и слишком сильный тормоз (относительно силы ваших пальчиков и веса) приводит к тому, что точность торможений снижается. В случае слабых тормозов вам будет легче отыскать предел сцепления когда скользко и этого сцепления мало, но сложно (а то и невозможно) когда держит хорошо и усилия значительные. Сильный тормоз ровно наоборот, потребует значительно большей внимательности и аккуратности на скользком, но позволит легко нащупывать предел возможностей когда сцепление хорошо и скорости велики.

Адаптироваться в теории можно к обоим вариантам улучшив или силу или чувствительность пальчиков, вопрос в том, что лично вам проще, тренироваться катаясь или регулярно качать пальцы ?



Ну а теперь, (подчеркиваю) субъективные практические наблюдения:

Перое, что становится очень быстро заметно при замене гада на кода, торможения становятся короче. Вернее было бы сказать, что проезжаешь существенно больше с отпущенным тормозом. Особенно это касается ковыряльников на уклонах, где приходится ощутимо корректировать скорость перед почти каждым поворотом, а расстояния между ними небольшие. Со sram’ом, особенно когда устают пальчики, организм начинает экономить силы и ты непроизвольно начинаешь торможение всё раньше, чтобы можно было нажимать слабее в итоге это стремится превратится в езду “плугом” с отпусканием тормозов только когда очевидно нужно разгонятся или не менее очевидно “повернуть на все деньги”.

На удивление (даже не смотря на местами сырые и скользкие трейлы или сухую сыпуху) проблем со “стопкраном” и вообще перетормаживанием я не испытал. Сложилось даже впечатление, что по сцеплению всегда остается запас просто потому, что по привычке по-прежнему тормозишь раньше, чем можно с более сильным тормозом и тормозить сильнее при этом просто нет смысла. Возможно два дня для привыкание недостаточно и/или нужно специально уделять этому внимание, чтобы такая “перестраховка” уменьшилась.

Отдельно стоит отметить что проблем не возникало и на трейлах “СУ4” и “Дх Донне” изобилующих сыпухой, а первый еще и обладающий весьма вертикальной съезжальной секцией с сыпухой и затычнымя камнями, где дозируемость тормозов критична. Особенно с учетом того, что еду я там весьма небыстро.

Ну и конечно образовалась очень значительная разница в работе переднего и заднего тормоза. По ощущениям иногда на ручку заднего томоза приходилось давить сильнее чем на передний, что вызывало “когнетивный диссонанс” и как не удивительно приводило к тому, что задний тормоз оставался нажатым дольше в комбинации с кодом, чем когда спереди стоял чахлый гид.

Ну, то есть я несколько раз ловил себя на этом. Повторюсь, это субъективные ощущения и не во всех местах мне хватает внимания, чтобы в довесок к пилотажу отмечать еще все нюансы.


По результатам катки и немного поразмыслив выводы следующие:
  1. Смысл в тормозящих тормозах на не плоских и не простых трейлах внезапно (!) имеется и гайд РС в сравнении с кодом Р явно проигрывает.
  2. Это очевидно один из тех случаев, когда “запас карман не тянет” ибо даже моих навыков вполне хватает чтобы не испытывать проблем с перетормаживанием, хотя силы у тормоза явно больше чем реально применить.
  3. Возможно, применяя торможения с загрузкой или катая например парк с ощутимо бОльшими скоростями часть этого запаса тоже пойдет в дело, что с гайдами уже не получится.
  4. Сочетание кода с дохлым тормозом сзади плохо ну или как минимум непривычно и нужно добиваться большей сбалансированной тормозной системы. По логике меньшие усилия и большая тепловая нагрузка подсказывают нам увеличить диск оставив слабый тормоз, однако это не эстетично по этому:
  5. Можно попробовать поставить второй код назад с 180 диском и уже в условиях домашних скользких и крутых трейлов выяснить не будет это перебором для заднего колеса. Если да, то нужно будет что-то придумывать и колхозить.

Довесочег из КМ по ДХ
p5pb13681239.jpg
p5pb13681231.jpg
итд ...
Legalaze, Tramontana, il_itch и 4 другим нравится это.
  • Chute
  • CT_
  • Chute
  • Chute
  • CT_
  • il_itch
  • CT_
  • koroleff
You need to be logged in to comment