О некоторых распространенных ошибках в технике катания

Тема в разделе "Новичкам", создана пользователем CT_, 24 фев 2016.

  1. CT_

    CT_ планета Шелезяка

    Сообщения:
    7.407
    Данная серия текстов совершенно не претендует стать сколь-нибудь полным “руководством по катанию на мтб". На просторах интернетов оных существует множество, в том числе на русском, а для ленивых есть и масса видео.
    Предполагается, что вы в общем в курсе того, что, как и зачем нужно делать, а здесь речь пойдет про распространенные ошибки, которые нередко возникают у катальщиков, вполне подкованных знаниями и даже практикой. Однако ошибки коварно маскируются, пользуясь тем, что внимание райдера полостью поглощено более сложными аспектами пилотажа. Простые, но довольно важные и заметно влияющие на скорость вещи при этом мы упускаем из виду. Бывает, мы считаем, что какая-то ошибка давно побеждена и перестаем за ней следить, а она начинает проявляться снова, когда мы ее уже совершенно не ожидаем. Вот о примерно таких штуках речь и пойдет.
    В данном "разборе полетов" мы тоже попробуем проявить некоторое коварство и вместо традиционного стиля “делай как мы - правильно” (и далее список что и как правильно) попробуем еще и разобраться - почему некоторые ошибки обладают такой массовостью и непобедимостью. Возможно это немного облегчит вашу борьбу с ними.


    Ошибки при выборе траектории

    Траектория всегда имеет первостепенное значение, и самая большая ошибка - недооценивать этот факт. Даже если в силу каких-либо причин (травмы, перепой, недосып или просто недостаток навыков) вы откровенно едете как говно, то на правильных траекториях вы будете подобны стремительному приступу поноса. Это не сделает вас техничнее или выносливее, чем вы есть, но наверняка сделает быстрее и сбережет силы. Вообще, тема выбора оптимальных траекторий столь же безгранична, как неисчислимы повороты трейлов в Финале-Лигуре, однако в этом вопросе есть несколько достаточно простых часто встречающихся и сравнительно легко исправимых ошибок, которые заставляют нас ехать медленнее и больше уставать. Многие из них несложно исправить, иногда даже если просто обратив на них внимание.



    Узкий вход в поворот.

    Первейшая и распространеннейшая из ошибок - “узкий вход”, то есть неиспользование всей возможной ширины входа в поворот.
    Вы наверняка знаете, что, как правило, в поворот необходимо заходить как можно шире (и знаете, что есть и исключения из этого правила), и скорее всего именно так и стараетесь делать. Но чтобы пройти поворот максимально быстро, и что еще важнее, потерять в нем как можно меньше скорости, вы должны использовать на входе именно всю-всю-всю доступную ширину поворота, до последнего миллиметра. И чем больше скорость и меньше радиус поворота, тем большую разницу на выходе даст каждый миллиметр (в буквальном смысле) на входе.
    Многие райдеры пребывают в полной уверенности, что поступают именно так, однако в реальности следы в повороте или шлемокамера коллеги ехавшего позади часто свидетельствуют об обратном.
    У этого явления есть несколько причин. С одной стороны, может банально не хватать точности или понимания что значение имеют даже миллиметры, с другой - эта ошибка бывает спровоцирована тем, что мы часто, даже не задумываясь, ориентируемся на уже накатанную траекторию. Мозг при первых же признаках "разметки" включает режим энергосбережения и перестает просчитывать траекторию самостоятельно. Линия за которой из слоя раскиданной пыли и камушков пробивается травка, по которой нечасто кто-то проезжает, или даже просто менее накатанная и отличающая только цветом поверхность интуитивно воспринимается нами как "разметка", за которой следует “обочина”. Однако в парках и на трейлах большая часть райдеров "не гонсчеги", и далеко не все постоянно стремятся ехать предельно быстро и правильно, поэтому наиболее раскатанной часто оказывается далеко не самая широкая и быстрая траектория. Кроме того, она скорее всего будет отражать и самые распространенные ошибки.
    В узких свитчбеках на склоне выбор самой широкой и быстрой траектории окажется еще менее интуитивным. Чтобы зайти шире - приходится заезжать на внешнюю сторону поворота вверх по склону, и иногда резко вверх с приличным поперечным уклоном. То есть залезать уже даже не на "обочину", а на "стену". Идея превратить медленный и затычный поворот на плоскаче в крутую съезжалку с ходовым поворотом для многих будет выходить за пределы зоны комфорта, и ваше подсознание приложит массу сил, чтобы уберечь вас от "опасности" да так, чтобы вы даже не увидели такого варианта прохождения. В реальности он и вправду вряд ли будет безопаснее, но гарантировано очень намного быстрее (ну если вы там не ляжете, конечно). В более экстремальном варианте - на крутом склоне и узком трейле такой вход может означать фактически исполнение полноценного небольшого воллрайда, с заходом на него с внутренней стороны трейла и выходом уже непосредственно в поворот. Это технически не самая простая вещь, более того - требующая некоторого мужества и решимости ибо все может пойти не так. Впрочем, важно не забывать что, оптимальная траектория - это не самая теоретически быстрая, а самая быстрая с которой вы можете справится без ошибок. Затычный медлениый, но более простой вариант тоже может быть для кого-то оптимальным, но это не должно мешать вам видеть и более сложные и быстрые варианты, ибо если их не увидеть - то не получится и попробовать, а значит невозможен и прогресс.
    В общем всегда старайтесь использовать всю возможную ширину входа в поворот, даже если возможное оказывается не вполне очевидным. Это позоволит ехать быстрее или хотя бы сэкономить силы. Если есть возможность, то убедитесь в отсутствии неприятных сюрпризов на более широком заходе (катая один и тот же треил в парке, есть смысл медленно проехать и внимательно изучить "обочины", а в неочевидных случаях, например когда траектория проходит по густой в траве, или когда неясно - рыхлое оно или твердое - даже походить "своим собственным пешком". В олл-маунтин катании больше придется полагаться на зрение и удачу.
    Бесплатным бонусом к более широкой траектории часто будет отсутствие пресловутой "стиральной доски" и возможность тормозить позже и эффективнее на существенно более гладкой поверхности.


    Продолжение:
    Поздее торможение
    Думайте хотя бы на два поворота вперед.

    Приветствуются лайки, отзывы, пожелания, предложения и в особенности замечания и возражения.
     
    Последнее редактирование: 7 мар 2016
    Avantgarde, Tramontana, Varen и 11 другим нравится это.
  2. zoomqwert

    zoomqwert техничная лягуха

    Сообщения:
    2.208
    Нафиг скорость, расскажите лучше как повернуть на 90 градусов, в конце продолжительной отвесной съезжалки заканчиваюзейся полочкой в метр шириной?
     
    _NLine_ нравится это.
  3. mattnos

    mattnos Старожило

    Сообщения:
    2.600
    zoomqwert, просмотр съемок в замедленном режиме не пробовал?
     
  4. zoomqwert

    zoomqwert техничная лягуха

    Сообщения:
    2.208
    mattnos, тут такой тонкий психологический момент, что нужен совет тренера.
     
  5. mattnos

    mattnos Старожило

    Сообщения:
    2.600
    Вот, значит я не один такой:happydance:.
     
  6. Bambr

    Bambr кудрявый и ленивый

    Сообщения:
    1.638
    Костя тебе скучно?

    Кстати ситуация описанная Ильюшей довольно интересная. Было бы не плохо рассмотреть её подробно.
    Например: на самом старте Лаванды есть съезжалка по камню, высотой ЕМНИП метра 3-4, а потом поворот. Причём плавный, совсем не на 90гр, но всё равно страшно.
    А ведь пока не попробуешь не поймёшь чё да как. А главное, в таких ситуациях, медленно не получится проехать.
     
    Последнее редактирование: 27 фев 2016
    D!m@$ter нравится это.
  7. CT_

    CT_ планета Шелезяка

    Сообщения:
    7.407
    Ну я безусловно располагаю свободным временем во многие дни этой уникальной зимы))

    Это известная старомосковская Бицевская забава. Подозреваю, что в крыму сейчас есть специалисты которые могут объяснить и показать, а умозрительно-абстрактные рассудения тут кмк малоперспективны.
     
    Последнее редактирование: 7 мар 2016
  8. zoomqwert

    zoomqwert техничная лягуха

    Сообщения:
    2.208
    В Крыму капает и давно не участвовал в dhfr-офских флудняках. Пока понял, по прохождению сего участка, что не лочить на сыпухе перед, и резко лочить зад, при этом наклонив байк как в поворот (психолически это страшно, т.к. "марсово поле" немного завертикалило). Потом движение бедрами, ага сексуальненько, чтоб переставить жопу, ну и естественно смотреть за поворот а не на него.

    И да, объяснить как сползать то могут, но чтоб пройти элемент красиво быстро и технично - я такого пока не видел.
     
  9. _NLine_

    _NLine_ Неуязвимый

    Сообщения:
    2.621
    тут есть фишка, загружаешь обе подвески перед входом в поворот и в нём,
    соответственно на выходе с поворота выпрыгиваешь с него, как бы делая хоуп

    ну и при этом, соответственно, не забывая про всю остальную технику прохождения поворота

    на загруженной подвеске сцепление с грунтом лучше
     
  10. CT_

    CT_ планета Шелезяка

    Сообщения:
    7.407
    Поздняя точка начала торможения.

    Следующая ошибка - это попытка “ехать быстрее” за счет более позднего и недостаточного торможения.
    Тут следует начать с важной оговорки. Вообще, конечно, чуть ли не единственный неисчерпаемый источник улучшения времени на трассе - это как раз торомзить меньше и позже, но это актуально в основном для “роботов”, которые в отличии от “людей” никогда не ошибаются и поэтому у них нет возможности улучшать время просто сокращая количество ошибок. У обычных людей сравнительно быстро наступает момент, когда попытки торомозить позже и меньше, чем им необходимо, приводят к существенному росту вероятности ошибиться. Секундомер не оценит, как бысто и стильно вы проходите большую часть поворотов на трассе, если вы ошибётесь хотя бы в одном (что какрз может оценить и травмотолог).
    Часто эту историю можно наблюдать в парках у не очень опытных райдеров, на гладких, быстрых, несложных и хорошо просматривающися трассах. То есть там где ускорение всегда в избытке, и где человек довольно быстро осваивается настолько, чтобы перейти от выживания к стремлению прибавить . (Надо отметить, что обгоняющие и висящие на хвосте малолетние дети и престарелые дедушки очень стимулируют желание ввалить и всем доказать)
    Однако, сосредоточиться на точности и правильности исполнения (что как раз и позволяет улучшать время), увы совершенно не интуитивный выбор. Наиболее очевидной и лежащей на поверхности возможностью “прибавить” граждане обычно находят идею как раз торомозить позже и меньше, чем им необходимо. То есть по сути - создать предпосылки к увеличению количества ошибок.
    Дело в том, что тормозя “впритык” (максимально поздно и максимально жестко), вы не оставляете себе ни времени подумать, ни возможности подкорректировать скорость и траекторию. Если вы чуть опоздаете с торможением или поверхность окажется более скользкой, чем вы ожидали, у вас не остается места "дотормозить". Если вы промахнетесь с траекторией в начале торможения - так и приедете мимо оптимальной точки входа, ибо как вы наверняка знаете, эффективное торможение возможно только по прямой.
    Проблема усугубляется тем, что недостаток навыков не только увеличивает вероятность ошибиться, но и повышает стоимость ошибки. (Это разумеется не значит, что если катаешь "не очень" - то нужно тупить, бояться и ничего не пробовать. Просто если вы катаете в два раза хуже вашего приятеля вы должны быть в 4ре раза внимательнее и аккуратнее чтобы показать свое лучшее время)
    Но самая серьезная засада с попытками “валить быстрее” кроется даже не в этом. У всех нас в зависимости от навыков и опыта есть некоторая “рабочая” или как говорит дядя Фаб “оптимальная” скорость. Не стоит себя обманывать, она почти всегда очень далека от физически возможной в данных условиях (иначе бы мы все катали в топе КС по DHi и EWS’а). Нас ограничивает не сцепление колес с поверхностью, а “сцепление” нашего сознания с реальностью. (Об этом еще будет отдельная тема.)
    Надувшись затормозить позже и меньше, вы приезжаете в поворот быстрее, и в момент когда тормоза нужно отпустить и использовать всё-всё-всё сцепление для поворота - вы внезапно осознаете, что получилось как-то быстровато. Но уже поворот и чтобы не уехать мимо него сразу (а наблюдал я и такое) вы отпускаете торомза (не отпустив начать поворот почти невозможно) Сознание в этот момент стремительно входит в режим “паника”, и вашими действиями уже начинают руководить инстинкты самосохранения. А в них с детства вдолблено, что "падать носом, когда бежишь медленее - не так больно", “торможение = безопасность” а значит нажатый тормоз всегда хорошо. И срабатывает это вплоть до того, что на полном серьезе человек может быть не в курсе, что проехал поворот подтормаживая.
    Вопреки учебным материалам, обещающим "мгновенную и неминуемую смерть тем, кто не отпустит тормоз перед поворотом" катастрофы на удивление не происходит.
    Подтормаживания задним тормозом для этого оказывается недостаточно, но его вполне хватает чтобы израсходовать весь запас сцепления и даже больше.
    И тут мы слышим классическое “Переднеенедержит”. Что характерно - это обстоятельство граждане в состоянии “паники” отлично чувствуют, и идентифицируют как достижение предельно возможной скорости в повороте. А у всех остальных "просто липче резина и лучше подвеска". В следующей попытке прохождения ситуация повторяется - смелости чуть прибавится и тормозить вы можете попробовать еще чуть позже. Довльно быстро такая манера катания превратится в привычку, и вы оказыватесь в замкнутом круге усугубляющихся ошибок. Чем позже вы тормозите и быстрее пытаетесь входить в поворот, тем больше это заставляет вас подтормаживть в нем, тем меньше сцепления у вас остается для самого поворота и тем медленнее в итоге вы едете, (хотя по всем признакам на пределе сцепления, и даже вытряхивая адреналин из штанины находу), и конечно же тем больше вы хотите прибавить. Разумеется прибавить тем же методом: тормозя позже и меньше. Далее по кругу.
    Единственный способ выбраться из этой засады - не спешить, и таки выбирать точку начала торможения так, чтобы оставалось место и траекторию подкорректировать (какраз избегая ошибки со входом о которой шла речь прошлый раз) и контролируемо сбросить скорость ровно до такой, чтобы у вас точно не возникло желания начать подтормаживать до выхода из поворота даже если он с перепадом и разгоняет к выходу.
    Не бойтесь потерять на этом время, не стесняетесь того, что перед поворотами с приличным перепадом вам по началу возможно понадобится тормозить чуть не до остановки, чтобы к выходу пальчик не нажал тормоз. В конце концов ваша скорость на входе в любом случае не имеет большого значения. Критична скорость на выходе. При этом скорее всего неожиданно выяснится, что оттормозившись вовремя и достаточно, всё “держит” настолько хорошо, что скорость прибавляется практически сама и без напряга.

    И традиционный бонус, даже целых два:

    В случае люто раздолбанного торможениями входа в поворот, на котором эффективно тормозить всё равно невозможно, а вот руки убить можно быстро, вы сможете выполнить торможение заранее, дальше отпустить тормоза, и не мешать подвеске отрабатывать потраченные на нее деньги.

    Даже только вид тормозных волн в быстрых и больших контруклонах (да блин, такое существует, и возникает именно от того, что граждане недотормаживают перед контром, а потом ссутся и давят тормоз) вызывает в моих пальцах болезненные ощущения. Центробежная сила люто вжимает вас в стенку превращая подвес в хт с жесткой вилкой, а энергия удара каждой волны пропорциональна половине квадрата скорости. Нажимать при этом на тормоз добровольно означает почти тоже самое, что взять молоток и захреначить им себе по пальцам. Вам не нужно так делать.

    Это конечно не рэйс-стайл, но иногда от этого может зависеть - хватит ли ваших рук до самого финиша, или сможете ли вы держаться за руль на следующий день, чтобы не отдыхать, с тоской глядя, как крутится оплаченный подъёмник.
     
    Ruslan, zoomqwert и Chute нравится это.
  11. Chute

    Chute Grammar nazi

    Сообщения:
    7.010
    Ну там не по камню, просто довольно уклонистая съежалка. Медленно вполне проезжается, проверено, главное не делать попыток подтормозить.
    Впрочем, там есть неколько вариантов прохождения этого старта ;) - по левой траектории, по центральной, и для крутанов - даже дропнуть.
     
  12. Kn1ght

    Kn1ght Главный Коржыг Команда форума

    Сообщения:
    16.949
    там еще проблема в дурацком бревне, в которое ты приезжаешь если что то пойдет не так.
     
  13. zoomqwert

    zoomqwert техничная лягуха

    Сообщения:
    2.208
    Самый простой вариант - прямо. Но тут либо надо вконце слегка дернуть, ибо там на метр под 90* срез, что можно или не можно дать черезруля, либо рулить рулем и ехать по камню рядом с деревом.
     
  14. Chute

    Chute Grammar nazi

    Сообщения:
    7.010
    Выбирай тот вариант прохождения, который нравится больше:
    c01a03.jpg 083063.jpg 8a88cd.jpg
     
  15. zoomqwert

    zoomqwert техничная лягуха

    Сообщения:
    2.208
    [​IMG]

    вот тут видна та полочка, на которую просится самая оптимальная траектория, но хрен знает, получится там дернуть или нет.
     
  16. _NLine_

    _NLine_ Неуязвимый

    Сообщения:
    2.621
    там не дёргать надо, а от руля отталкиваться перед съездом переднего колеса

    всё там легко проезжается
     
  17. Chute

    Chute Grammar nazi

    Сообщения:
    7.010
    А вот давайте вернёмся к посылам основной темы. Так как я за краткость и ясность, то попробую тексты Константина сокращать до нескольких строчек, для наилучшего понимания изи-райдерами ;), и немного дополнять своим измышлениями.
    Итак, по первому куску:
    Повороты проходи максимально широко, независимо от накатаной до тебя траектории. Кроме случаев, когда в повороте накатан контруклон/полка, который обеспечит отличное сцепление.
    Смотри альтернативные траектории, и не ссы их пробовать. Если есть возможность - то вместо сомнительного по сцеплению поворота по плоскачу/сыпухе/траве/обратном уклону и тп - можно попробовать проехать воллрайдом.
    По второму куску:
    Никогда не подтормаживай, никогда, блеать! Или едь или тормози. Перед поворотом тормози максимально интенсивно, но не превышая возможности сцепления или себя. Затем отпустись и поворачивай. Не бойся начать поворот слишком медленно, особенно если едешь его в первый раз, прибавить скорость ещё успеешь.
    Если ссышься отпуститься в повороте - то зажми указательным пальцем грипсу вместо тормоза, можешь её жать до посинения.
     
  18. Kn1ght

    Kn1ght Главный Коржыг Команда форума

    Сообщения:
    16.949
    а что делать если в повороте так ускоряет, что для вписывания далее надо тормозить прям в повороте?
     
  19. pros77

    pros77 Старожило

    Сообщения:
    1.802
    запомнить этот поворот, и после выхода из больнички, больше притормаживать на входе
     
  20. CT_

    CT_ планета Шелезяка

    Сообщения:
    7.407
    Джордж, я вот специально пейсал многобукаф в предисловии о том, что это не инструкция как вообще правильно, это истрии о том, в чем часто ошибаются. Граждане часто не используют на входе всю доступную ширину там где это нужно просто потому, что или не считают ее доступной (не увидив такой траектории или полагая невозможным там проехать) или просто забивая на точность исполнения думая о чем то своем.
    А ты вот тут на основе пары ошибок пытаешься обобщить "как правильно входить в поворот". Но есть же масса раскладов, (об одном из них будет какраз следующая тема) где какраз "Повороты проходи максимально широко" не работает.

    тоже не верное обобщение.
    Тут про сцепление ничего не скзано. Очень часто какраз на таких заходах с ним бывает хуже чем на трейле. Если мой русскай йазыг еще может быть понят то, тут речь идет о том, что дополнительная ширина для входа может быть найдена на наружном склоне или даже стенке перед свичбеком, что ссыкатно и требует техники. Например ряд таких заходов накатываемых в том же Оре на Гетрепте во время эндуро-серии и потом исчезающих мне бы в голову не пришел даже под воздействием сильных препаратов.(про Финале вообще молчу) Но когда я героически надувался попробовать то, что попроще из поворота начинало просто выстреливать со страшной силой и скоростью.

    Это в общем все знают и говорить об этом можно сколько угодно, только вот еще 5 лет назад я в том же оре периодически заставал свой правый указательный палец за этим постыдным занятием. Он отмазывался тем, что вроде как не тормозил а просто поджимал колодки для успокоения нервов ;). Показания подтвреждались наличием сцепления и это видимо была такая промежуточная нелепая стадия отучивания. По этому опять же речь не о самом "подтормаживай", а о том почему указательный палец проявляет, сука, такую нечеловеческую самостоятельность и как это победить без хомутов и скотча.
    Я заметил, что многим гражданам очень сильно помогает если они имеют возможность тормозить не на пределе (особенно к концу торможения) и закончив торможение имеют еще немного времени подумать перед началом поворота в том числе вспомнить про : "Никогда не подтормаживай, никогда, блеать!"
    А чтобы можно было спокойно и вдумчиво оттормозится, да еще понять до какой скорости ты это сделал и какая тебе нужна в повороте, есть исключительно глубокий смысл начинать торозить раньше. И да, будет казаться, что это дикая потеря скорости но, на самом деле, это чуть ли не единственны способ научится ехать быстрее ибо при правильном исполнении скорость приходит сама.

    И кстати, никогда нельзя убирать палец с заднего тормоза на ходах.

    Если это ку в парке, то мало вероятно, что тебя ускорит настолько что будет невписатся. Скорее обосрешься или натянет на седло ;) . А вот в плоских если всё плохо, можно пробовать разбить его на два с кусочком прямой для торможения, ну а чемпионы практикуют прохождение бочком. Большой угол скольжения оч хорошо снижает скорость (правде не на всех грунтах), опять же риск обосраться обратно пропорционален полированности скила и шаров
     
    Последнее редактирование: 29 фев 2016
    Legalaze и kislyi нравится это.

Поделиться этой страницей