Поршень заднего амортизатора (Fox и Marzocchi) и расположение шайб на нем.

Тема в разделе "ФАКю", создана пользователем Kn1ght, 6 май 2011.

  1. Kn1ght

    Kn1ght Главный Коржыг Команда форума

    Сообщения:
    16.950
    Всем привет.
    На почве многочисленных вопросов о том, как расположить шайбы на поршне заднего амортизатора, я решил написать небольшую статейку о принципе работы данной части аморта и о возможностях ее настройки. Материал взят из моего опыта ремонта и эксплуатации амортизаторовFox и Marzocchi. Статья, надеюсь, будет интересна как владельцам амортов низшего и среднего уровня Fox и Marzocchi, так и топовых амортов разных фирм.

    Итак, начнем. Вот принципиальная схема поршня и расположения шайб на нем(в качестве примера взят поршень одного из DHX-ов) :
    1.jpg
    Мои обозначения:
    Жесткие неподвижные части показаны черным, упругие шайбы- зеленым, синим и фиолетовым, направления потоков масла- красным и оранжевым. Направление движения штока показано большой черной стрелкой. На рисунке для удобства восприятия между шайбами изображены пробелы, в реальности они, конечно, плотно прилегают друг к другу.
    Расположение и кол-во отверстий на поршне, а также кол-во шайб Вашем аморте может отличаться от приведенного, здесь описан принцип.
    Рассмотрим процесс сжатия аморта. На рисунке изображено примерное расположение шайб вDHXили Roco.
    2.jpg
    Шток движется влево, масло относительно него перетекает вправо. Масло в этом случае может течь лишь через отверстия 1, отгибая синие шайбы компрессии. Чтобы отогнуть несколько шайб, слева от поршня должно образоваться некоторое избыточное давление, иначе масло не протечет. Т.е. при небольшом увеличении давления на аморт(например при педалировании) шайбы сопротивляются срабатыванию аморта. Получаем подобие платформы(ну или низкоскоростной компрессии), жесткость которой можно регулировать кол-вом шайб. При малом кол-ве шайб «компрессия» обычно не чувствуется, и шайбы работают только как клапан, открывающийся при сжатии и закрывающийся на отскоке. Более полноценный пропедал стоит в аморте FloatR. Там используются 1-3 тарельчатые пружины, которые обозначены фиолетовой полосой:
    3.jpg
    Кому не хватает платформы в FoxDHX, Vanили MZRoco, вполне может сделать себе аналогичную конструкцию. Тарельчатые пружины можно отыскать в магазинах крепежа. Важный момент- эти пружины имеют свойство выворачиваться наизнанку, так что продумайте конструкцию так, чтоб у них не было на это повода.
    Отскок. На разжатии работа чуть сложнее чем на сжатии, т.к. масло течет по 2м контурам- через шток и через отверстия 2.
    1)рассмотрим небольшой удар, от которого аморт сработал на 50-60% хода. Немного сжатая пружина начинает спокойно возвращаться в расслабленное состояние. Масло течет через отверстие, сечение которого регулируется положением иглы отскока. Зеленые шайбы продолжают закрывать отверстие 2- давление масла небольшое. Это обычная регулировка отскока, которая есть даже на самых простых амортах:
    4.jpg
    2)Теперь мы прыгнули с дропа в груду камней, или же тупо всадили плоскач. Аморт сработал до отбойника, и теперь полностью сжатая пружина на пару с резиновым отбойником начинают с огромной силой разжимать Ваш аморт, стремясь оторвать поршень от штока(по собственному опыту скажу что поршень разорвать для масла не проблема). Поэтому тут помимо основного контура в работу включается дополнительный, который прикрыт упругими «зелеными» шайбами:
    5.jpg
    Чем больше «зеленых» шайб, тем медленнее отскок в конце хода. Таким образом, мы нашли вторую регулировку отскока даже на бюджетном Van R.
    Пара моментов:
    1)Во время всех экспериментов суммарная толщина шайб должна оставаться постоянной- иначе стягивающий болт либо прижмется к игле отскока либо отойдет от нее, нарушив работу регулировки.
    2)шайб отскока и шайб компрессии оставляйте как минимум по 2, иначе их может погнуть.
    Предвидя вопросы, я специально не привожу никаких конкретных настроек, например для эндуро или дх, т.к. это все очень индивидуально зависит от Вашей рамы и аморта. Например, аморт, который выдавал очень заметный пропедал на коне стаб(мелочь плохо жрал), на деволюшене практически не обнаруживал признаков платформы. Амортизатор, прекрасно справлявшийся с раскачкой на айдрайве(гт форс), не мог ее погасить на классическом фср(старк тизер)- пришлось лезть внутрь. Не зря некоторые производители выпускают разные «тюны» для разных рам.
    Для тех, кто понял мою писанину и кто не крутит все регулировки перед каждой новой трассой, открывается возможность отрегулировать простенький аморт зачастую не хуже топового.Там можно найти и второй отскок, и низкоскоростную компрессию. Главное- будьте осторожны. Если не поняли, как и зачем оно работает- лучше ничего не меняйте. Вся ответственность за Ваши эксперименты- только на Вас! Удачи, катайтесь больше!

    Списжено с http://twentysix.ru/blog/repair/102191.html , за что им и спасибо
     

Поделиться этой страницей