Планетарные втулки в хМТВ. Sram i-motion 3.

_inoi

Старожило
Сообщения
4.237
Симпатии
1.071
#1
Хочу рассказать вам немного о своём эксперименте по использованию планетарной втулки городского класса и сборе на её основе байка для полуэкстримальных дисциплин.

После зарождения идеи сборки байка на 100% "под себя", была приобретена 3ёх скоростная планетарная втулка фирмы Sram (немного проследить всё это дело можно здесь: http://www.dhfr.ru/forum/threads/10821). Далее немного поясню свой выбор:

Доступные по цене планетарные втулки в данный момент на рынке представлены двумя известными фирмами - Шимано и Срам. Рольхофф и прочую экзотику в данном обзоре рассматривать не будем по соображениям цены/веса/избыточности передач (об этом дальше). Сейчас данные производители предлагают следущие варианты: 2 скорости, 2 скорости-автомат, 3 скорости, 5, 7, 8 и 11 скоростей. Варианты 7, 8 и более были сразу отметены из соображений прочности и надёжности. Ведь если представить себе планетарные механизмы на 2-3 и на 7-8 передаточных отношений в одинаковом по ширине корпусе, то нетрудно догадаться, что увеличение колличества передач влечёт за собой существенное усложнение механизма, уменьшение размеров звёздочек и снижение надёжности и ремонтопригодности.
В свою очередь, вариант с двумя скоростями был откинут как неретабельный (резкое увеличение веса, снижение надёжности по сравнению с обычной втулкой и недостаточность передач для заданных начальных условий).
Далее было загуглено соотношение передач для 3ёх скоростных планетарок и получено значение в +/-37% от соотношения 1к1 (средняя передача) для обоих производителей, что полностью удолетворило моим требованиям, и выбор окончательно пал именно на трёшку.
Почему в итоге была выбрана втулка от Sram? Однозначный ответ тут дать сложно. Отчасти, потому, что они были в наличии прямо в городе, а шимановскую надо было заказывать из Москвы (в СПб не было версии под дисковый тормоз). Но немалую роль сыграло и мнение автора о том, что в делах, касающихся подшипников и шестерёнок, Sram всё-таки более предпочтителен в плане надёжности и запаса прочности. Также у шимановских трёшек есть неприятная особенность - по умолчанию тросик подводится к втулке прямо через ось, с помощью специльной приблуды, которая торчит сбоку и может быть оторвана простым неаккуратным движением.

Итак, втулка куплена, заспицована и установлена (кстати, есть варианты на 32 и 36 спиц, под дисковый, роллерный, ножной тормоз и вооще без него; в нашей сфере нужный вариант очевиден :)). Сборка байка была завершена в марте и с этого момента втулка пошла в обкатку.
Сразу скажу, в каких областях байк уже использовался:
1) В первую очередь езда по городу по делам. Быстрая. Иногда очень быстрая (на пределе моего каденса на последней передаче с начальным соотношением звёзд 36/16, т.е. итоговое 49.3/16)
2) Памп в гетто и синглтрек/памп на фрике
3) Небольшое кочкопрыгание на поклонке
4) Редкие баники (до 30см), регулярные дропчики (до 25-30см) и редкие дропы до 50см.

В таком режиме было наезжено 400-500км и вот... Сегодня втулка дала сбой. В определённый момент без каких либо причин (падение, удар, усилие) пропало зацепление на первых двух передачах. На них же полностью пропал звук собачек и колесо легко и беззвучно стало крутиться в обе стороны. На какой-то момент я подумал, что всё, "планетарка хрясь-кирдык" ((с)Nodens). Но мой технарский мозг упорно твердил, что что-то тут не то. Ну не похоже это поведение на поломку (в её непосредственном смысле). В итоге решил, что от гарантийного сервиса АБ результаты если и будут, то очень нескоро, да и в конце-концов, это мой эксперимент - мне в нём и разбираться. Не без интереса разобрал втулку, изъяв планетарный механизм целиком из тела втулки. Осмотр показал, что дальнейшая разборка не требуется, а причина поломки в прямом смысле "лежит на поверхности". На внутренней поверхности втулки, в свободном от храповиков месте, лежала прилипшая на масло собачка. Всего в этом контуре их было две, однако круговая пружинка, удерживающая их в правильном положении, слетела со своего паза, а потому и вторая собачка находилась в "неактивном" (прижатом) положении. Вот и истинная причина пропавшего зацепления двух скоростей (для третьей скорости в дело подключается ещё один хитрый контур с собачками и используется свой храповик, потому-то она и осталась рабочей). Забегая вперёд, скажу, что после сборки я пришёл к выводу о том, что та первая собачка была "утеряна" из контура ещё при сборке (такие дела :wtf:), всё это время я ездил с одной. Выяснилось это сравнением звука "до" и "после". Просто через некоторое время ослабленная отсутствием одной собачки пружина слетела и перестала натягивать вторую. В общем, всё было возвращено на место, а очень тоненькая и слабенькая пружинка взята на заметку и поставлена в очередь на замену.
Далее, когда я убедился в полной исправности всего механизма, было принято решение произвести подробный осмотр всех деталей, подшипников и зубчатых колёс на предмет износа/повреждений. При полном разборе механизма было зафиксировано отличное состояние по всем фронтам! :) Шестерёнки целы, масла много, оно чистое. Подшипники круглые (шок! :mrgreen:), смазка в порядке. Деформаций оси нет, на собачках и храповиках износа не наблюдается. Заодно, я наконец полностью разобрался в устройстве такой втулки, её слабых местах и перспективах использования.
В общем, втулка была заново собрана и проверена. Всё работает, как и раньше. Кроме того, звук от собачек "удвоился".

Исходя из всего вышеописанного, можно подвести промежуточный итог. Эксперимент продолжается, впереди еще покатушки по трассе в Суоранде, горки шувалика и возможно даже некоторые маршруты Игоры. Ну и регулярные поездки "просто" и катания на спотах. На вопрос "Есть ли место планетарным втулкам в околоэкстримальном катании?", на данный момент я отвечаю - да, есть. В каких пределах? Посмотрим. Экспериментируем дальше.
На данный момент у меня всё, спасибо за ознакомление, продолжение следует... ;)

--- добавлено: 10 май 2013 в 00:57 ---
К сожалению, не удосужился делать фото в процессе. Будет исправлено при первой возможности)
 

Chute

Grammar nazi
Сообщения
7.614
Симпатии
3.428
#3
Касательно надёжности у 8-и скоростных Шимано и особенно у 14-скоростного Ролофф-а проблем нет…
 

_inoi

Старожило
Сообщения
4.237
Симпатии
1.071
#5
Касательно надёжности у 8-и скоростных Шимано и особенно у 14-скоростного Ролофф-а проблем нет…
Речь идёт о так называемой "теоритической беспроблемности". Т.е. сравнивается теоритическая прочность и ресурс пар зацепления исходя из их геометрических параметров. Да и как не крути, более сложный механизм = менее надёжный механизм при учёте одинаковой производственной базы. Рольхофф отпадает по другим причинам - цена и крайняя излишнесть передач.
 

Chute

Grammar nazi
Сообщения
7.614
Симпатии
3.428
#6
Rohloff с немецкого читается как Ролофф. Цена и туристическая направленность - эта да, есть такое. Хотя на них и АМ/ФР народ катал раньше.
Про надёжность - в недорогом ценовом сегменте нет никаких проблем сделать большое и непрочное ;)
--- добавлено: 10 май 2013 в 02:37 ---
Ещё существует 9-и скоростной Срам.
 

томат

помидоркам рад!
Сообщения
2.995
Симпатии
3.444
#7
Chute, на 9-и скоростной срам кто-то, вроде на велопитере, сильно ругался
 

_inoi

Старожило
Сообщения
4.237
Симпатии
1.071
#8
Тем временем втулка пережила уже приличное количество недолётов гэпов и подобных вещей. Так и запишем, ага :).
 

zloylol

Старожило
Сообщения
1.403
Симпатии
135
#10
Где можно купить планетарные втулки в питере?[DOUBLEPOST=1377313016][/DOUBLEPOST]и сколько примерно весит 3х скоростной срам?
 

Hanrikson

Новичок
Сообщения
1
Симпатии
1
#12
Тем временем втулка пережила уже приличное количество недолётов гэпов и подобных вещей. Так и запишем, ага :).
А как сейчас состояние у втулки, очень интересно?
 

_inoi

Старожило
Сообщения
4.237
Симпатии
1.071
#13
Скоро буду дополнять, после некоторых глобальных преобразований. На данный момент пробег от последней записи увеличился всего на два активных месяца, тех. состояние не изменилось.
 

Яндекс.Метрика Экстремальный портал VVV.RU Яндекс цитирования

Сверху