Планетарные втулки в хМТВ. Sram i-motion 3.

Тема в разделе "Привод", создана пользователем _inoi, 10 май 2013.

  1. _inoi

    _inoi Старожило

    Сообщения:
    4.218
    Хочу рассказать вам немного о своём эксперименте по использованию планетарной втулки городского класса и сборе на её основе байка для полуэкстримальных дисциплин.

    После зарождения идеи сборки байка на 100% "под себя", была приобретена 3ёх скоростная планетарная втулка фирмы Sram (немного проследить всё это дело можно здесь: http://www.dhfr.ru/forum/threads/10821). Далее немного поясню свой выбор:

    Доступные по цене планетарные втулки в данный момент на рынке представлены двумя известными фирмами - Шимано и Срам. Рольхофф и прочую экзотику в данном обзоре рассматривать не будем по соображениям цены/веса/избыточности передач (об этом дальше). Сейчас данные производители предлагают следущие варианты: 2 скорости, 2 скорости-автомат, 3 скорости, 5, 7, 8 и 11 скоростей. Варианты 7, 8 и более были сразу отметены из соображений прочности и надёжности. Ведь если представить себе планетарные механизмы на 2-3 и на 7-8 передаточных отношений в одинаковом по ширине корпусе, то нетрудно догадаться, что увеличение колличества передач влечёт за собой существенное усложнение механизма, уменьшение размеров звёздочек и снижение надёжности и ремонтопригодности.
    В свою очередь, вариант с двумя скоростями был откинут как неретабельный (резкое увеличение веса, снижение надёжности по сравнению с обычной втулкой и недостаточность передач для заданных начальных условий).
    Далее было загуглено соотношение передач для 3ёх скоростных планетарок и получено значение в +/-37% от соотношения 1к1 (средняя передача) для обоих производителей, что полностью удолетворило моим требованиям, и выбор окончательно пал именно на трёшку.
    Почему в итоге была выбрана втулка от Sram? Однозначный ответ тут дать сложно. Отчасти, потому, что они были в наличии прямо в городе, а шимановскую надо было заказывать из Москвы (в СПб не было версии под дисковый тормоз). Но немалую роль сыграло и мнение автора о том, что в делах, касающихся подшипников и шестерёнок, Sram всё-таки более предпочтителен в плане надёжности и запаса прочности. Также у шимановских трёшек есть неприятная особенность - по умолчанию тросик подводится к втулке прямо через ось, с помощью специльной приблуды, которая торчит сбоку и может быть оторвана простым неаккуратным движением.

    Итак, втулка куплена, заспицована и установлена (кстати, есть варианты на 32 и 36 спиц, под дисковый, роллерный, ножной тормоз и вооще без него; в нашей сфере нужный вариант очевиден :)). Сборка байка была завершена в марте и с этого момента втулка пошла в обкатку.
    Сразу скажу, в каких областях байк уже использовался:
    1) В первую очередь езда по городу по делам. Быстрая. Иногда очень быстрая (на пределе моего каденса на последней передаче с начальным соотношением звёзд 36/16, т.е. итоговое 49.3/16)
    2) Памп в гетто и синглтрек/памп на фрике
    3) Небольшое кочкопрыгание на поклонке
    4) Редкие баники (до 30см), регулярные дропчики (до 25-30см) и редкие дропы до 50см.

    В таком режиме было наезжено 400-500км и вот... Сегодня втулка дала сбой. В определённый момент без каких либо причин (падение, удар, усилие) пропало зацепление на первых двух передачах. На них же полностью пропал звук собачек и колесо легко и беззвучно стало крутиться в обе стороны. На какой-то момент я подумал, что всё, "планетарка хрясь-кирдык" ((с)Nodens). Но мой технарский мозг упорно твердил, что что-то тут не то. Ну не похоже это поведение на поломку (в её непосредственном смысле). В итоге решил, что от гарантийного сервиса АБ результаты если и будут, то очень нескоро, да и в конце-концов, это мой эксперимент - мне в нём и разбираться. Не без интереса разобрал втулку, изъяв планетарный механизм целиком из тела втулки. Осмотр показал, что дальнейшая разборка не требуется, а причина поломки в прямом смысле "лежит на поверхности". На внутренней поверхности втулки, в свободном от храповиков месте, лежала прилипшая на масло собачка. Всего в этом контуре их было две, однако круговая пружинка, удерживающая их в правильном положении, слетела со своего паза, а потому и вторая собачка находилась в "неактивном" (прижатом) положении. Вот и истинная причина пропавшего зацепления двух скоростей (для третьей скорости в дело подключается ещё один хитрый контур с собачками и используется свой храповик, потому-то она и осталась рабочей). Забегая вперёд, скажу, что после сборки я пришёл к выводу о том, что та первая собачка была "утеряна" из контура ещё при сборке (такие дела :wtf:), всё это время я ездил с одной. Выяснилось это сравнением звука "до" и "после". Просто через некоторое время ослабленная отсутствием одной собачки пружина слетела и перестала натягивать вторую. В общем, всё было возвращено на место, а очень тоненькая и слабенькая пружинка взята на заметку и поставлена в очередь на замену.
    Далее, когда я убедился в полной исправности всего механизма, было принято решение произвести подробный осмотр всех деталей, подшипников и зубчатых колёс на предмет износа/повреждений. При полном разборе механизма было зафиксировано отличное состояние по всем фронтам! :) Шестерёнки целы, масла много, оно чистое. Подшипники круглые (шок! :mrgreen:), смазка в порядке. Деформаций оси нет, на собачках и храповиках износа не наблюдается. Заодно, я наконец полностью разобрался в устройстве такой втулки, её слабых местах и перспективах использования.
    В общем, втулка была заново собрана и проверена. Всё работает, как и раньше. Кроме того, звук от собачек "удвоился".

    Исходя из всего вышеописанного, можно подвести промежуточный итог. Эксперимент продолжается, впереди еще покатушки по трассе в Суоранде, горки шувалика и возможно даже некоторые маршруты Игоры. Ну и регулярные поездки "просто" и катания на спотах. На вопрос "Есть ли место планетарным втулкам в околоэкстримальном катании?", на данный момент я отвечаю - да, есть. В каких пределах? Посмотрим. Экспериментируем дальше.
    На данный момент у меня всё, спасибо за ознакомление, продолжение следует... ;)

    --- добавлено: 10 май 2013 в 00:57 ---
    К сожалению, не удосужился делать фото в процессе. Будет исправлено при первой возможности)
     
    D!m@$ter, ANDY, DanCe и 4 другим нравится это.
  2. ponk

    ponk Старожило

    Сообщения:
    1.984
    я в ожидании результатов более жесткого использования)
     
    D!m@$ter нравится это.
  3. Chute

    Chute Grammar nazi

    Сообщения:
    7.015
    Касательно надёжности у 8-и скоростных Шимано и особенно у 14-скоростного Ролофф-а проблем нет…
     
  4. R3pt0r

    R3pt0r Старожило

    Сообщения:
    5.441
    Спасибо, интересно.
     
  5. _inoi

    _inoi Старожило

    Сообщения:
    4.218
    Речь идёт о так называемой "теоритической беспроблемности". Т.е. сравнивается теоритическая прочность и ресурс пар зацепления исходя из их геометрических параметров. Да и как не крути, более сложный механизм = менее надёжный механизм при учёте одинаковой производственной базы. Рольхофф отпадает по другим причинам - цена и крайняя излишнесть передач.
     
  6. Chute

    Chute Grammar nazi

    Сообщения:
    7.015
    Rohloff с немецкого читается как Ролофф. Цена и туристическая направленность - эта да, есть такое. Хотя на них и АМ/ФР народ катал раньше.
    Про надёжность - в недорогом ценовом сегменте нет никаких проблем сделать большое и непрочное ;)
    --- добавлено: 10 май 2013 в 02:37 ---
    Ещё существует 9-и скоростной Срам.
     
  7. томат

    томат помидоркам рад!

    Сообщения:
    2.965
    Chute, на 9-и скоростной срам кто-то, вроде на велопитере, сильно ругался
     
  8. _inoi

    _inoi Старожило

    Сообщения:
    4.218
    Тем временем втулка пережила уже приличное количество недолётов гэпов и подобных вещей. Так и запишем, ага :).
     
  9. жОлтый слОн

    жОлтый слОн Частый гость

    Сообщения:
    242
    да и 11-скорростных Alfine уже пару точно укатали до выкрошившихся звёзд
     
  10. zloylol

    zloylol Старожило

    Сообщения:
    1.403
    Где можно купить планетарные втулки в питере?
    --- добавлено:, 24 авг 2013 ---
    и сколько примерно весит 3х скоростной срам?
     
  11. kennich

    kennich Борщерайдер

    Сообщения:
    841
    Под килограм. Купить в АБ, например.
     
  12. Hanrikson

    Hanrikson Новичок

    Сообщения:
    1
    А как сейчас состояние у втулки, очень интересно?
     
    mattnos нравится это.
  13. _inoi

    _inoi Старожило

    Сообщения:
    4.218
    Скоро буду дополнять, после некоторых глобальных преобразований. На данный момент пробег от последней записи увеличился всего на два активных месяца, тех. состояние не изменилось.
     

Поделиться этой страницей